- Грузовые операции танкера с нефтепродуктами.
Нефтепродукты перевозят на специализированных судах -танкерах, которые в зависимости; от дедвейта получили следующую градацию: 30-70 тыс. т (Super Tanker); 70-150 тыс. т (Mammoth Tanker); 150-300 тыс. т VLCC (Very Large Crude Carrier); 300-800 тыс. т ULCC (Ultra Large Crude Carrier).
Нефтепродукты объединяют по каким-либо общим признакам в группы, каждой из которых дают соответствующее наименование. По условиям хранения и транспортировки все нефтепродукты разделяют на следующие группы: светлые нефтепродукты - бензин, керосин, лигроин и некоторые сорта дизельного топлива; темные нефтепродукты - мазут, моторное топливо, сырая нефть; масла-все сорта масел; прочие нефтепродукты - остальные нефтепродукты, не вошедшие в первые три группы.
Основными свойствами наливных грузов, которые важно знать в процессе их транспортировки, являются: плотность, температура вспышки, вязкость, температуры застывания и помутнения, испаряемость, теплофизические характеристики, специфические свойства (пожароопасность, вредность, коррозионность).
Подготовка танкера к перевозке нефтепродуктов включает в основном три этапа:
-подготовку грузовых танков;
-проверку непроницаемости трубопроводов грузовой и зачистной систем, клинкетов, механизмов, обслуживающих грузовые танки;
-проверку технической исправности систем подогрева груза, газоотводной и систем пожаротушения и орошения палубы.
Планирование работ по подготовке грузовых танков зависит от продолжительности балластного перехода. Такой план включает в себя порядок каждой операции подготовки танкера, ее трудоемкость и расчет необходимого числа людей и материалов.
Одной из трудоемких работ является мойка грузовых танков. При длительных балластных переходах танки моют даже в том случае, если предстоит погрузка однородного груза. Под зачисткой грузовых танков понимают процесс удаления с днища, стенок и набора слоя нефтеостатков после того, как слит основной груз. После выгрузки нефтепродуктов в танках остается около 1% груза, что зависит от грузовой и за чисткой систем, наличия- подогрева, конструкции судна и т. п. Мойку танков следует выполнять, руководствуясь РТМ 31.2006-78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров».
Существуют три способа очистки поверхностей грузовых танков нефтеналивных судов: ручной, механизированный и химико-механизированный. Это разделение условно, так как при каждом из этих способов используют в той или иной мере ручной труд.
Ручной способ-это низко производительный способ, требующий много времени и средств. Порядок зачистки грузовых танков при этом следующий. После прокачки холодной забортной водой каждый танк подвергается пропариванию паром в течение нескольких часов. Когда температура в танках снизится до 30-40 °С, после их вентилирования туда посылают двух мойщиков, которые скатывают горячей водой (30-45 °С) все поверхности танков из шлангов под давлением не более 0,6 МПа. Мойщики должны быть полностью одеты в защитную одежду и использовать шланговые или изолирующие дыхательные аппараты.
Механизированный способ осуществляется водой, которая в танки подается под давлением через специальные моечные машины - гидромониторы.
Мойка осуществляется в основном забортной водой различной температуры или растворами моющих средств.
Химико-механизированный способ мойки танков должен удовлетворять следующим требованиям: обеспечению хорошего качества отмыва и сокращению его сроков, снижению времени нахождения судна под очисткой, исключению слива нефтепродуктов в море.
Очистка танков осуществляется теми же средствами, что и при механическом способе, но вместо воды используют различные моющие средства.
Перед постановкой танкера под погрузку опресовываются на рабочее давление зачистная магистраль и клинкеты. Прежде чем начать опресовку, все магистрали прокачивают забортной водой для удаления остатков нефтепродуктов. На герметичность проверяют также систему подогрева груза путем продувки ее острым паром.