Подробнее о палубном оборудование и установках
Палубное оборудование и установки являются неотъемлемой частью любого судна. Они включают следующие компоненты:
Канаты, тросы, цепи
Лебедки различного назначения
Краны (гидравлические палубные и шланговые, тельферные и др.)
Трапы
Крышки люков
Флаги и вымпелы, сигнальные фигуры
Спасательные шлюпки
Осветительное оборудование
Якоря и якорные механизмы
Барокамеры
Иллюминаторы
Фальшборты, релинги, лееры, стойки, крюки, держатели и многое другое.
Существует ряд стандартов, которым должно соответствовать оборудование этого класса. Например, ГОСТ 760-74, ГОСТ 761-74, ГОСТ 766-74, ГОСТ 8497-78 для якорей, ГОСТ Р 52694-2006 и ГОСТ Р 52695-2006 для иллюминаторов .
В целом палубное оборудование подбирается исходя из назначения судна, условий плавания и пожеланий шкипера. Есть и другие факторы. Так, например, в случае непродуманной замены оборудования на более современное и, на первый взгляд, более эффективное, есть риск столкнуться с неисправностями. К примеру, в случае с парусными яхтами при замене традиционных дакроновых парусов на изделия из более прочных (но менее эластичных) материалов увеличивается нагрузка на паруса, палубное оборудование и корпус.
С конца 50-х годов ХХ века ведущие морские державы (включая СССР) начали создавать суда по специальным проектам. Возникли новые корабельные классы – например, научно-исследовательские суда. В соответствии с требованиями времени претерпевало изменения и палубное оборудование.
Канаты, тросы, цепи
При подборе канатов ключевую роль играют конструкция, материал, диаметр, прочность, стойкость к истиранию, устойчивость к ультрафиолетовому излучению и некоторые другие параметры. При выборе диаметра каната, предназначенного для швартовных и якорных операций, чрезвычайно важно учитывать длину судна. Швартовные и якорные канаты должны, прежде всего, выдерживать давление приливов и отливов, течения и ветра.
При подборе размеров и типов тросов и цепей обычно исходят из типа судна и его водоизмещения. Определяющую роль для безопасной эксплуатации судна играют как точный подбор троса по конструкции и диаметру в зависимости от условий его работы, так и надежная заделка его концов, а также надлежащая конструкция блоков. Конструкция троса определяет его гибкость, а от нее, в свою очередь, зависят габариты и вес блоков и барабанов.
Лебедки
Лебедки являются важной частью палубного оборудования. Они используются как для обеспечения безопасности судна, так и для достижения эффективности автоматизации судовых работ. В настоящее время на судах используются траповые, кабельные, тросовые, траловые, швартовные, шкотовые, якорные лебедки и др.
Краны
В состав палубного оборудования могут входить краны с разной грузоподъемностью, максимальной высотой подъема крюка, вылетом стрелы и другими характеристиками. На различных судах используются гидравлические палубные и шланговые краны, электро- и гидравлические тельферные краны, провизионные и другие краны.
Осветительное оборудование
Для оснащения различных типов судов производятся и поставляются навигационные огни, поисковые прожекторы, лампы дневной сигнализации, прожекторы заливающего света, люминесцентные светильники, латунные светильники. Мощность и конкретные параметры того или иного осветительного прибора могут изменяться в зависимости от типа и размеров судна.
Якоря
Подбор якорей и соответствующего оборудования зависит от водоизмещения судна, его типа и вида донного грунта. В некоторых случаях возникает необходимость использования якорей различных конструкций, поскольку не все они одинаково эффективны при различных условиях.
Адмиралтейский якорь является одним из наиболее распространенных типов. Его характеризует универсальность по всем видам донного грунта. Впрочем, его держащая сила может быть меньше, чем у других моделей.
Якорь Холла является втяжным и имеет поворотные лапы; это основной тип станового якоря для кораблей ВМФ. Однако он имеет сравнительно небольшую держащую силу, ему свойственно заклиниваться при подъеме и вставать враспор к обшивке корпуса.
Якорь Матросова относится к якорям повышенной держащей силы и является основным типом вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров. Производятся 3 типа данного якоря: литые, сварные и катерные сварные.
Также применяются специальные якоря (однолапые, четырехлапые и ледовые), якоря повышенной держащей силы (якорь Дэнфорда, Брюса, Аттвуда) и другие.
Общие требования безопасности
2.1.1. Выполнение палубных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта, подраздела 1.2 настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002-75 и инструкций заводов-изготовителей установленных на судне механизмов и устройств.
2.1.2. Подача электроэнергии, пара, сжатого воздуха или жидкости под давлением к различным группам палубных механизмов и устройств судна, а также выключение подачи соответствующего вида энергии должны осуществляться с разрешения вахтенного начальника или по его требованию.
2.1.3. Члены экипажа, за которыми закреплено заведование палубными механизмами и устройствами, обязаны следить за исправностью всех узлов механизмов, обращая особое внимание на исправность и безопасное действие тормозных устройств.
2.1.4. Облицовка рукояток ручных приводов механизмов (грузоподъемных, шлюпочных и других механизированных устройств) должна свободно вращаться. Для предотвращения заеданий под облицовку рукояток должна систематически вводиться смазка.
2.1.5. Обслуживание электрооборудования палубных механизмов и устройств должно выполняться в соответствии с требованиями раздела 4 настоящих Правил.
2.1.6. При выполнении палубных работ личный состав должен пользоваться средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями подраздела
2.1.7. Во всех случаях, когда производство работ сопряжено с риском для жизни человека (работа за бортом, на высоте, в замкнутых пространствах и помещениях, на палубе во время штормовой погоды и др.), руководитель обязан проинструктировать участников работ по безопасному их исполнению, обеспечить необходимыми приспособлениями и инструментом, защитными и страхующими устройствами, средствами индивидуальной защиты; убедиться в знании участниками работ правил безопасности и умении пользоваться защитными, страхующими устройствами и средствами индивидуальной защиты; организовать наблюдение за работающими для оказания помощи в необходимых случаях.
2.2. Работы с рулевым устройством
2.2.1. Все движущиеся части рулевого устройства (рулевой машины, валиковой проводки и штуртроса, румпельного устройства) в местах возможного пребывания людей должны быть ограждены съемными щитами или кожухами и закреплены.
2.2.2. Штурвальное колесо ручного привода рулевого устройства по концам ручек должно быть защищено ободом. Останавливать быстровращающееся штурвальное колесо следует за обод или специальным тормозом.
Прислоняться к штурвальному колесу запрещается.
2.2.3. Наружный осмотр и смазку работающего рулевого устройства со снятием ограждающих его щитов и кожухов допускается производить только с разрешения вахтенного начальника.
Прикасаться при этом к движущимся частям рулевого устройства запрещается.
2.2.4. При необходимости устранения неисправностей в рулевой машине, валиковой проводке или штуртросе во время эксплуатации судна до начала работы сектор (румпель) руля (насадки) должен быть застопорен, чтобы рулевая машина, валиковая проводка или штуртрос во время производства работ не могли прийти в движение от произвольного перемещения пера руля (насадки).
2.3. Работы с якорным устройством
2.3.1. Ответственность за исправное состояние якорного устройства и соблюдение правил техники безопасности при работе с ним несет 1-й штурман (1-й помощник капитана).
2.3.2. Все детали якорного устройства: брашпили, шпили, тормозные и стопорные устройства должны действовать надежно и безопасно. Устройство для крепления якорей по-походному должно обладать достаточной прочностью и позволять быструю их отдачу.
2.3.3. Работы по отдаче или подъему якорей производят только по команде вахтенного начальника.
2.3.4. Запрещается соединять цепные барабаны без предварительной проверки работы брашпиля вхолостую.
2.3.5. Лицу, управляющему брашпилем, запрещается отходить от рычага управления во время работы.
2.3.6. Запрещается разобщать цепные барабаны, не удостоверившись в их закреплении ленточными тормозами.
2.3.7. При стоянке у причалов запрещается оставлять якоря, закрепленными только на ленточных тормозах. Якорь-цепи должны закрепляться дополнительно стопорным устройством.
2.3.8. Запрещается эксплуатация судна, если якорное устройство имеет следующие неисправности:
звенья и скобы якорной цепи имеют трещины, повреждения или износ более 20%, а на судах смешанного плавания - 10%;
2.10. Обслуживание и применение судовых грузоподъемных механизмов и устройств
2.10.1. Грузоподъемные устройства, устанавливаемые на судах и других плавучих средствах, предназначаются:
для выполнения перегрузочных работ (грузоподъемные краны);
для внутрисудовых и ремонтных работ (лифты, тельферы, кран-балки, стрелы для укладки грузовых шлангов на нефтеналивных судах, тали, домкраты и др.).
2.10.2. Применение и обслуживание судовых грузоподъемных механизмов и устройств должны осуществляться в соответствии с действующими правилами Технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов, безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР, Речного Регистра.
2.10.3. К обслуживанию судовых грузоподъемных механизмов и устройств, предназначенных для перегрузочных работ, допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение квалификационной комиссии на право управления грузоподъемными механизмами; знающие инструкции и Правила безопасности управления механизмами, прошедшие инструктаж на рабочем месте и имеющие отметку о допуске к работе в личной карточке инструктажа.
2.10.4. Ответственность за техническое состояние грузоподъемных средств и техническое освидетельствование в установленные сроки несет механик судна.
2.10.5. Организация и проведение технического освидетельствования и испытания грузоподъемных средств, поднадзорных Речному Регистру РСФСР, возлагается на судовладельца.
2.10.6. Грузоподъемные средства, предназначенные для внутрисудовых и ремонтных работ, должны проходить ежегодно техническое освидетельствование и испытания в сроки, указанные в Приложении 11.
Если производится ремонт грузоподъемных средств с заменой основных деталей, то после ремонта они подлежат внеочередным освидетельствованию и испытаниям.
2.10.7. Все лебедки, краны, стрелы, тельферы должны иметь на видном месте ясно различимую надпись с указанием грузоподъемности и даты следующего испытания. Сменные грузозахватные приспособления должны быть снабжены надежно закрепленной металлической биркой с указанием грузоподъемности и даты очередного испытания.
2.10.8. Все перегрузочные работы на судах, как правило, должны производиться механизированным способом посредством судовых кранов, судовых стрел, грузовых лифтов, тельферов, талей, блоков и других подъемно-транспортных средств.
При выполнении подъемно-транспортных работ должна строго соблюдаться система знаковой сигнализации, применяемая при перемещении грузов грузоподъемными машинами (Приложение 4), и Типовая инструкция по технике безопасности для членов экипажа, выполняющих работу стропальщика, крановщика, сигнальщика, при производстве грузовых работ на судне (Приложение 5).